SITE LOGO
ВАСКРИСЕНЬЕ, 10.11.2024, 08:20
Меню сайта
Категории каталога
Музыкантам [96]
Статьи, которые будет полезно почитать музыкантам
Отчеты [3]
Отчеты о прошедших мероприятиях в клубе "Тасмания"
Начало » Статьи » Музыкантам

Вертикальный контраст
Вертикальный контраст

Что такое контраст? Контраст — это отличие элемента A от элемента B. Если A=B, значит контраст отсутствует. Где нет контраста, развитие останавливаеться, потому что не с чем сравнивать. Когда мы сравниваем одно с другим, у нас есть выбор.

Композиция — это логика, игра и, если хотите, развлечение. Она может быть серьезной или легкой, взывать к высоким чувствам или питать самые низменные, но в ней должен быть логический выбор. Когда такого выбора нет, когда мы делаем выбор не на основе логики или психологии (что по сути одно и то же), а на основе воли, — (либо A, либо ничего), — композиция теряет смысл.

Там где есть только A, композиция не нужна, поскольку в самом этом A содержиться и возможность композиции и возможность ее отсутствия. Если вы хотите сделать композицию, приготовьтесь к тому, что вам придется нарушить целостность своего A, вы ведь не Господь Бог :)

--------------------------------------------------------------------------------

Итак, композиция — это игра по определенным правилам. Игра без правил — это хаос, мясорубка и шарлатанство, а композиции свойственно упорядочивание. Первое правило композиции — наличие элемента B — контраста.

Условно говоря, музыкальные контрасты можно разделить на два типа: на вертикальный и горизонтальный. Вертикальный контраст возникает между различными музыкальными партиями и способствует детализации и дифференциации их звучания в ансамбле. Горизонтальный контраст возникает между частями музыкального произведения и способствует развитию музыкальной формы.

Мы рассмотрим вертикальный контраст на примере его тесситурно-регистровой разновидности, поскольку он очень важен для чистого звучания инструментов ансамбля. А также разновидность горизонтального — контраст фактурно-ритмический.

--------------------------------------------------------------------------------

Для простоты дела ограничимся без конца повторяющимся музыкальным отрывком, по-научному называемого — луп.
Предположим, у вас грустное настроение и вы написали, к примеру, такое. Пример 1Что мы слышим? Перед нами типичный гитарный перебор, который, при желании, может стать опорой для будущей композиции.
Начнем с ритмической основы, поскольку настроение и характер движения музыкального отрывка понятен.
Попробуем для начала отметить метрические доли. Слушаем. Пример 2

Получается, что просто отмечать метрические доли плохо, поскольку движение лупа приобретает маршеобразный оттенок. Общему характеру движения это не соответствует, и так делать, следовательно, не надо.
Надо делать вот так Пример 3, отмечая смысловые акценты общего движения.
Добавив умных синкоп, мы избавились от симметрии, выражавшейся в подчеркнуто метрических акцентах барабанной партии. И у нас, как говорят знатоки, появился «легкий кач», а барабанная партия в целом приобрела самостоятельность.

Теперь очередь баса.

Если вы еще раз (Пример 1) послушаете гитарную партию, то услышите, что басовая линия там уже есть. Значит наша задача, как-то выделить партию баса, не позволив ей просто копировать гитарную партию.

Добавим немного проходящих нот в басу и послушаем результат. (Пример 4)

Вроде бы ничего, да вот только каждый раз предпоследняя нота басового лупа (несмотря на правильную гармонизацию) «вяжется» с гитарной партией, поскольку находится в той же тесситуре. В результате в этом месте звучит «мыло». Давайте-ка перенесем две последних ноты (именно две, чтобы не разрывать мелодию) на октаву выше, там все равно пока никого нет :)

Слушаем. Пример 5

Звучит значительно лучше, однако плохо то, что большая часть басовой партии совпадает с низкими нотами у гитары. Это плохо, во-первых, потому, что низкие гитарные ноты на концерте могут расстроиться, в результате мы будем слышать грязь в басу. Во-вторых, потому, что гитара и бас находятся в близкой тесситуре и родственном тембре.

Короче, убираем низкие ноты из гитарной партии, нафиг! Т. е. вставляем тесситурный пробел между двумя партиями: партией баса и партией гитары. Вот так. Пример 6

Для большей убедительности можно включить барабаны и сравнить два варианта: 1) с дыркой в тесситуре (Пример 7) и 2) без дырки (старый вариант гитарной партии) (Пример 8).

Оба варианта имеют право на существование, но вариант «с дыркой» в концертном исполнении будет звучать намного чище. Поскольку, в этом варианте, мы не только расчистили место для баса, но и сумели избежать мелодических столбов, возникающих между басом и гитарными мелодическими подголосками. А также получили полную самостоятельность партий, при сохранении характера и единства звучания.
Идем дальше. Теперь имеет смысл добавить новый тембр, например, электроорган.
Мы уже знаем из предыдущего раздела, что существует фактурно-ритмический контраст, поэтому не стоит пытаться подставить новый тембр с той же фактурой, что и гитарный перебор, потому что это будет звучать плохо. Кто, до сих пор, не верит, может убедиться. Пример 9

Несмотря на скрытую полифонию в партии органа, призванную создать как бы новый ритмический рисунок, отличный от остинатных восьмых гитарной партии, партия клавишных все равно звучит топорно и по-совковому. Чтобы этого избежать достаточно использовать фактурно-ритмический контраст.

Как это сделать? Можно заставить клавишные играть ритмический рисунок, отличный от мелких длительностей гитары. Вот два примера: 1) разница с гитарной партией в фактуре и ритме (Пример 10), 2) разница только в ритме (Пример 11).

Оба примера звучат не плохо, все инструменты легко читаются и не мешают друг другу. Однако в обоих клавишная партия вносит некоторую суету, не соответствующую характеру музыки. Предлагаю сделать очень просто — гармонический подклад длинными нотами. Вуаля! Пример 12

Звучание стало естественней, однако опять проблемы с тесситурой. Клавишная партия мешает гитарной. Значит следует изменить регистр. Переносим клавишную партию выше и получаем еще одну дырку в тесситуре и кристальную чистоту в звучании. (А, в качестве своеобразной изюминки, добавляем мелодическую перекличку баса и органа). Пример 13

Что мы сделали? Мы только что расширили частотный диапазон. Теперь у нас есть и верхние частоты и средние и нижние. До этого у нас были только средние и нижние (не считая барабанных тарелок, дающих высокую частоту). Чем шире частотный диапазон, тем плотнее звучание. Чем равномернее инструменты распределены по частотному диапазону и чем меньше они залезают в чужие тесситуры, тем больше будет заметен контраст между ними, и тем чище будет звучание.

Напомню, что в результате изменения первоначальной гитарной партии, у нас появилась дырка между гитарой и басом, куда спокойно можно воткнуть, например, низкую перкуссию. А дырка номер два, между гитарой и электроорганом, расчищает место для вокала или инструментального соло.

Вот такой вот он, вертикальный контраст.

Спасибо за внимание.

Ян Снимщиков (Яныч)
____________________________________
http://www.yanych.ru | pochta@yanych.ru

Источник: http://shadelynx.ru

Категория: Музыкантам | Добавил: Эланд (23.03.2007) | Автор: Тасмания
Просмотров: 646 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2006 Сайт управляется системой uCoz